Почему родители и учителя бьют тревогу ?
600тысяч просмотров, 36 тысяч перепостов (из них 13 тысяч - за первые сутки) и 1700 комментариев - такой резонанс вызвал пост от 5 октября в соцсетях директора одной из бельгийских школ Сабрины Каче. Она призывает остановить «Игру в кальмара» среди детей. По ее словам, это обычные детские игрушки, но проигравших, «убивают», а в реальности один раз бьют палкой или ремнем. Такие игрушки происходят в начальной школе. Администрация учебного заведения требует от родителей запретить детям эту игру, иначе к таким ученикам применят школьные наказания.
В комментариях развернулась дискуссия: это школа должна развивать критическое мышление и без наказаний отвлекать от таких игр, или это родители должны быть ответственными за то, контент смотрит ребенок. Люди пишут, что такой же опасный тренд и в других странах. Игра началась с одноименного корейского сериала, Netflix представил 17 сентября. А сейчас в продаже уже появилось немало детского (!) Одежды с символами из «Игры в кальмара». По мотивам сериала уже создают онлайн-игры, квесты, запускают Челендже а также проводят мастер-классы, на которых учат готовить показаны в сериале сладости. В интернете - сотни мемов с персонажами оттуда.
Больше всего родителей в соцсетях интересует, что же это за сюжет и как детям удается познакомиться с взрослым кино, которое запрещено для просмотра несовершеннолетними.
Что это за сериал?
За три недели он стал мегапопулярными в более чем 90 странах.В нем речь идет о серии игр, за которую победитель получит почти 40 млн долларов. Однако игроков до 456, и всех, кто проигрывает в каждом из раундов, убивают. Герои, при которых болеют зрители, - безработные, беженцы, обанкротившиеся, те, кто проигрался на скачках, хочет освободить брата из детского дома или залез в долги.
Сюжет о человеке, который вынужден добывать деньги ради спасения себя или близких или просто спасать жизни в игре, не новый. Обычно речь идет о телешоу или тайную развлечение, как в «Игре в кальмара», которую организовали для богачей. 65 лет назад о таком писал Роберт Шекли ( «Премия за риск»), затем - Стивен Кинг ( «Бегущий») и другие писатели. В кино можно уже говорить об отдельном поджанр: «Королевская битва», «Голодные игры», «Страшная воля богов», «Бегущий в лабиринте», «Что бы вы сделали?», «Крысиные бега», «3% »,« Круг »,« Арена ».
Популярность таких лент имеет три причины. Во-первых, дает крайне обостренную, но знакомую каждому картину конкуренции, социального неравенства, потребности опираться остром стресса и выживать. Во-вторых, реальность такого кино напоминает реальность компьютерных игр-шутеров, поэтому игрокам это кажется знакомым опытом. В-третьих, смертельные игры вроде «Синего кита» или слухи о подпольных боях и тотализаторы с рабами подпитывают интерес к такому кино.
Почему до сих пор такие картины не вызвали ажиотажа? Впервые речь идет не о антиутопию, а о том, что якобы происходит прямо сейчас. Игроков не заставляют, а лишь мотивируют деньгами. Их даже отпускают домой после того, как большинство проголосовало против игры. Но скучающие люди снова возвращаются.То есть сериал переносит акцент с насилия на морально-этический момент: на что человек способен ради денег, и может рискнуть жизнью, изменить или, наоборот, почему и когда проявляет героизм, человечность, жертвует собой. В «Игре в кальмара» несколько героев добровольно проигрывают и погибают, чтобы спасти других. Здесь несколько персонажей, которым благодаря великолепной актерской игре и реалистичным характерам трудно не сопереживать. В общем сериал касается глубоких философских тем, он - против насилия, за осознание ценности жизни, ответственности за выбор и то, как позиция одного человека отражается на других. Во времена пандемии это особенно актуальные темы.
Как о сюжете узнали дети
Неудивительно, что дети, которые не способны еще до сложных рефлексий и считывания подтекстов, увлеклись именно тем, против чего выступает кино: элементом насилия. По словам детского психолога Елены Шамрай, это не новое явление. Еще в 1980-е годы, после выхода фильма Р. Быкова «Чучело», который показывал ужасы буллинг, школьники играли «в чучело», повторяли то, что осуждалось в фильме.
- Сериал поражает сочетанием взрослых тем, жестокости и оформление в стиле сказки: задача - это популярные детские игры, робот-кукла, убивает, розовые костюмы охранников, зал в виде типичного игровой площадки, сказочные рисунки на стенах. Цвета - кислотно-яркие, фантастические. Вот это школьникам близко и понятно. Сериал сразу стал хитом соцсети ТиkТоk. Подростки (и даже взрослые блоггеры, которые хотят хайп от детской аудитории) занимаются косплеем, группами имитируют прохождение задач, которые были в сериале, записывают свои ощущения во время просмотра серий, делают пародии, обзоры и анализ. Блогера косплея героев сериала в эротическом наряде, - говорит психолог.
- всего вариаций для 8-10-летних сделано в формате игры в Roblox и Minecraft. Здесь жестокость зашкаливает, виртуальные человечки погибают партиями под закадровый смех. Именно с TikTok даже ученики начальной школы черпают не нужную им информацию об этом взрослый сериал. Не секрет, что аккаунты там имеют даже одиннадцатилетние дети, а у них есть меньшие братья и сестры. Именно они перерабатывают задача сериала в дворовые игры, в которых игроки якобы умирают, а для остроты ощущений их еще и бьют. В тинейджеров - другая опасность: за эти считанные дни все чаще в соцсетях появляются вопиющие видео «настоящую игру», «все, как в сериале, но на самом деле», «играй с нами в кальмара». Конечно, это лишь желание поймать хайп. Но в соцсетях родители пишут, что опасаются новых реальных смертельно опасных игр и «групп суицида».Подростки, которые хотят окунуться в атмосферу, могут откликнуться на запрос какого-то «куратора» или просто психически больного человека «в реальности поиграть в кальмара».
И что теперь делать?
- Вопрос игры - это вопрос безопасности в соцсетях, родительского контроля, развития критического мышления, - убеждена експертка. - Конечно, такой контент и игры, содержащие насилие, негативно влияют на детей. Но важно понимать, что именно привлекает конкретного ребенка в такой игре. Если есть тяга к агрессивному поведению, повод найдется. Это исключительная ситуация, поэтому надо разбираться, что происходит с сыном или дочерью.
Значительно чаще речь идет не о желании ударить кого-то во время игры, а о повышении ее экстремальности. Недаром во многих цивилизациях подростки проходят опасные инициации, чтобы почувствовать себя полноправным членом социума, взрослым. В этом есть и мотив проверки своих сил, «на что я способен», «мне не слабо», самоидентификации. В наше время своеобразной инициацией становится общение в соцсетях. Впрочем, желание пройти экстремальные испытания помолодели и интересуют детей уже в 9-10 лет. Кроме разговоров о природе опасных интернет-развлечений, интерес к таким вещам обычно снижается, когда удовлетворяются потребности. Для учащихся начальной школы это потребность в родительском внимании, принятии, совместном досуге. А для тинейджеров - расширения прав и обязанностей по сравнению с детством, уважение к выбору и интересов ребенка. И, конечно, школьникам нужны не запреты, а цифровая компетентность, умение ориентироваться на безопасный контент. Тогда ни одна игра не напугает ни родителей ни учителей.
Коментарі