С чем же связан страх садящейся батареи и можно ли его преодолеть? Когда телефоны начинают разряжаться, люди ведут себя очень странно: бегут со всех ног домой, просят у коллег и даже незнакомцев одолжить провод для зарядки и в целом ведут себя очень бездумно. Всего за несколько десятилетий устройства на батареях стали главными двигателями человеческой жизни. Без них мы чувствуем себя неполноценными.
Страх садящейся батареи называют номофобией. Согласно Сенгул Уйсал, изучавшей номофобию в Эрджиесском университете в Турции, она имеет глубокие корни. Исследовательница обнаружила, что чем ярче у студента проявляется социофобия, тем больше он боится потерять свой телефон.
Люди, часто ощущающие тревогу, больше полагаются на свои телефоны, чтобы поддерживать личные отношения. «Базовая цель мобильных телефонов – позволить людям быть в двух разных местах и в один миг обмениваться сообщениями с другими, и это устраняет страх одиночества, – говорит она. — Но если вы используете телефон для избежания отношений в реальной жизни, вы создаете коммуникационную зависимость». Поэтому такие люди особо травматично переживают моменты, когда их телефон разряжается – то же происходит и с их отношениями.
Конечно, страдают не только социофобы. Многие переносят разные части своей жизни в телефон – от расписания важных встреч до семейных фотографий и доставки еды, и разряженная батарея тоже лишает их всего этого. Это порочный круг: когда садится аккумулятор, вы чувствуете себя еще более оторванными от вещей, от которых вы уже оторваны.
Боязнь севшей батареи не является совершенно необоснованной – технологии, на которые люди полагаются в повседневной жизни, далеко не идеальны. Даже если вы покупаете новейшие и дорогие гаджеты, они идут в наборе с батарейной системой, разработанной в 1970-е годы. Несмотря на большой прогресс, литий-ионные аккумуляторы тяжелые, взрывоопасные, и от них тяжело избавиться. Миниатюрные аккумуляторы вроде тех, что используют AirPods, живут короткой и непредсказуемой жизнью. Apple приложила серьезные усилия – и впоследствии оказалась в центре скандала – чтобы скрыть, насколько хрупкими становились ее батареи после нескольких лет зарядки. Конечно, вы можете жить с телефоном-раскладушкой, заряжать его раз в неделю и не переживать ни о чем, но реально ли это?
Ничто не обобщает наши культурные отношения с аккумуляторами лучше приложения-мессенджера Die With Me, которое вы можете использовать, когда ваш телефон почти сел. Его создатели художник Драйс Депуртер и разработчик Дэвид Сурпренант определенно заметили странное поведение людей, когда их телефон разряжается. Идея о создании чата пришла на ум Депуртеру, когда он потерялся в Копенгагене ночью и не мог найти свой отель, потому что у него сел телефон.
Долгое время они не могли убедить Apple даже разрешить загрузить приложение в App Store: компания считала его пользу «ограниченной». Но Депуртер и Сурпренант не согласны: «Мы хотели помочь побороть страх потери телефона. Мы думали, это отличный способ заставить людей, переживающих этот стресс, улыбнуться». Die With Me – это полезный и замечательный чат, в котором пользователи смеются над неизбежной смертью своего смартфона. Разрядить свою батарею в этом контексте – это акт нигилистической крутости: вот я хожу по лезвию ножа, и мне в любой момент может прийти конец, но мне плевать.
Однако как вы уже слышали, батареи должны быть нашим будущем. Для производителей электроавтомобилей поиск эффективных способов утихомирить беспокойство людей очень важен для того, чтобы их технологии приняли. Согласно Мальте Юнгу, изучающему взаимодействия человека с роботом, проблема с боязнью электрических автомобилей связана не столько с нашим недовольством батареями, сколько с тем, что наши устройства нам врут.
Когда мы заправляем машину бензином, мы не знаем, на сколько его хватит. Многие также не знают, на сколько хватит аккумулятора их электрической машины, поэтому они полностью полагаются на информацию, предоставленную автомобилем. Проблема в том, что эти прогнозы основываются на вашем текущем потреблении энергии. Если вы едете по ровной местности, ваша машина скажет, что аккумулятора хватит еще на 50 км, если же по холмистой – прогноз сократится до 10 км. «Система дает вам определенность, а потом пиши пропало», – говорит Юнг. Поэтому он разработал систему, которая четко говорила о неопределенности и представляла прогнозы в виде диапазона.
Многие водители утверждали, что им не нравится такой подход. В каком-то смысле слышать, что ваша машина сможет ехать еще десять-двадцать километров не так удобно, как слышать, что ее хватит ровно на 15 км. И все равно Юнг заметил, что люди, которым давали более реалистичные и менее определенные прогнозы, меньше беспокоились по поводу аккумулятора и ехали лучше. «Наша система не врала водителям, и поэтому они не беспокоились о том, что заглохнут посреди дороги», – сказал он. Им не нравился интерфейс, но они доверяли машине.
Пока качество аккумуляторов не улучшится (а это обязательно произойдет) или технологические компании не станут более честными, Юнг и Die With Me нашли единственный способ двигаться дальше: принять неопределенность срока работы батареи и понимать, что ее смерть неизбежна.
Коментарі