Озвучка фильма довольно сложное и интересное занятие.
На киностудии существуют отдельные залы шумового озвучивания. Такой зал похож на своеобразный музей, где хранятся всевозможные вещи, начиная от старых, поношенных туфель, в которых уже более 50 лет озвучиваются любимые герои отечественного кино, заканчивая поленницей, ведрами с песком, лейками, ванной с душевым шлангом, железками, машиной-ветродуйкой и прочими невероятными приспособлениями. Благодаря им кино начинает звучать.
В картине, как правило, «шумит» один человек. По-русски его профессия называется «звукооформитель» или «шумовик». Во всех фильмах иностранного производства вы увидите в титрах наименование foley artist на английском. Актер играет телом, а звукооформитель за него доигрывает все остальное звуком — руки, ноги, одежду, походку. Все это сыграть не так просто. Кто-то ходит от пятки к носку, кто-то — от носка к пятке, кто-то хромает, подшаркивает, чеканит шаг. Здесь важна каждая мелочь.
Рабочее место специалиста по шумам выглядит следующим образом: большой экран, на котором расположен кадр из фильма, микрофон, а вокруг горы всевозможных мыслимых и немыслимых предметов. На полу — глина, песок, дровяные щепки, железо (для создания шагов по разному типу покрытия). Вокруг бутылки, баночки, склянки, посуда из различных материалов, замки с ключами, шкаф с обувью. В отдельной кладовой в тишине ждут своего часа, чтобы подать голос, потенциальные шумы на все случаи жизни — отдельно разложены металлические, деревянные, пластмассовые предметы. Тут есть все на свете: от печатных машинок и музыкальных инструментов до разноразмерных бочонков, а также предметов, которые иначе как «колба с колесиком», «деревяшка с ручкой», «полено с винтом» не назовешь. Деревянный барабан, например, — это не барабан вовсе, а чудо-техника для создания звука ветра.
В озвучивании фильмов существует определенная последовательность. Сначала пишется одежда — различные варианты шорохов. Если легкая одежда почти не звучит, то джинсы и более тяжелая одежда озвучиваются обязательно.
Вот, допустим, на актере сейчас ботинки, джинсы и рубашка; основная движущаяся материя при ходьбе — это джинсы. Шумовик встает перед микрофоном, берет кусок джинсы, смотрит на экран, дублирует движения актера. После записи материи записываются ноги.
Многолетний опыт работы позволяет мастеру за считанные секунды подстроиться под любого героя: изучив рост, вес, походку персонажа фильма, он тут же находит подходящий шум для создания звука его шагов.
В сериалах не требуется максимальной детализации, озвучиваются только самые важные и характерные звуки. А если это полный метр, то «читаться» будет даже малейшее прикосновение ладони.
После того как записали ноги, переходим к деталям. Особенно интересно мастеру сделать ту или иную деталь не из того, что вы видите на экране, а из чего-то другого. Звук удара кулака по телу заменяется ударом молотка по куску мяса, звук пистолетного выстрела имитируется при помощи обычной бельевой веревки, ударяющей по целлофановой пленке, хруст костей изображают, ломая перед микрофоном сельдерей или макароны, столкновение автомобилей — ударом по металлической коробке, наполненной болтами и гайками, мешочек с крахмалом служит для того, чтобы изобразить хруст свежего снега.
Многие фильмы связаны со скачками или ездой на лошадях. Лошадей шумовики «делают» пустыми пластмассовыми колпачками, они стучат по полу подобно отголоску копыт по мостовой. А лучше всего лошади «звучат» кокосовыми орехами.
Обычно работа в студии идет при участии трех человек: звукооформителя, который извлекает звуки в студии, а также звукорежиссера и ассистента, которые слушают и записывают шумы.
По словам специалистов, во времена пленки работа с озвучиванием была достаточно трудоемкой. Новые цифровые технологии в значительной степени облегчили ее. Но и сегодня работы у шумовиков меньше не становится. Звук Dolby, который сейчас используется повсеместно, требует особого внимания к деталям, озвучивается все, вплоть до малейших шорохов. Зритель в кинотеатре должен расслышать любую мелочь. Как результат, звук в студии записывается дольше и скрупулезнее. Время работы звукооформителя и звукорежиссера над картиной по сравнению с эпохой пленки отнюдь не сократилось. Зато, каков результат!
Коментарі