11 октября в широкий прокат вышел триллер «Мэнди». Это всего лишь вторая режиссёрская работа канадца итальянского происхождения Паноса Косматоса. Фильм уже показали на крупнейших кинофестивалях и даже выпустили на Amazon и в американском iTunes. И случилось невероятное. Дешёвый треш от малоизвестного автора вызвал небывалый восторг критиков и зрителей.
Но ещё удивительнее причина, по которой все хвалят «Мэнди». А именно — актёрская игра Николаса Кейджа. Эту роль уже назвали его триумфальным возвращением.
Хотя, строго говоря, он никуда не уходил. Кейдж много снимается в фильмах вроде «Арсенал», «Зеркало» и «Бюро человечества». О них мало кто слышал, но рейтинги в районе 10% показательны: сказать что-то хорошее об этих картинах трудно при всём желании.
И вдруг игра Кейджа пришлась по вкусу практически всем. Как оказалось, секрет прост: актёра не нужно сдерживать.
История кажется совершенно стандартной. Восьмидесятые годы, дровосек Ред (Николас Кейдж) живёт со своей женой Мэнди в уединённой хижине. Внезапно Мэнди привлекает внимание лидера местного религиозного культа. Он договаривается с байкерами, и те похищают женщину. А когда она отказывается подчиняться, её сжигают на глазах у раненого мужа. Тот, чудом оставшись в живых, добывает оружие и начинает уничтожать злодеев.
Казалось бы, зрителю показывают обычный слэшер, каких в мире уже десятки, если не сотни. К тому же одна из самых низкооценённых ролей Кейджа — фильм «Плетёный человек», где ему подобным образом пришлось воевать с последователями культа.
Но все предыдущие режиссёры осторожничали, а Косматос, наоборот, выкрутил на полную самые яркие черты классического дешёвого кино и Николаса Кейджа. Слово «слишком» подходит ко всем составляющим этой картины. Каждая сцена, персонаж или фраза — клише, гипертрофированное до нелепости.
Даже заголовок напоминает то ли граффити из восьмидесятых, то ли надписи на футболках поклонников хеви-метал. Причём титры и анимационные вставки будут появляться несколько раз, а название «Мэнди» покажут только в финальной части.
Но важно понимать, что безумие, о котором все с восторгом говорят, начнётся далеко за середину фильма. Сначала предстоит пережить невероятно затянутое вступление о будничной жизни дровосека с женой. Потом — познакомиться с культом и местными байкерами, а по совместительству демонами.
Причём те, кто любит однозначность и объяснения, останутся разочарованы. Автор будто предлагает каждому самостоятельно решить, что он смотрит: кровавый триллер о сумасшедших, фантастику с религиозным подтекстом, философскую притчу о перерождении или просто очень странную комедию.
Предысторию антагонистов не расскажут ни в начале, ни в конце. Так что можно смело считать их как реальными посланцами ада, так и обычными маньяками.
Но всё это не так уж важно. Ведь после убийства Мэнди её муж превращается в самого яркого и гротескного психопата, какого можно представить. Его поведение очень напоминает некоторые моменты из фильма «Поцелуй вампира» 1989 года. Даже те, кто не знаком с этой картиной, точно видели кадр, ставший мемом, где Кейдж неестественно выпучивает глаза и растягивает рот в дикой улыбке.
И создаётся ощущение, что многие другие роли актёра проваливались из-за попыток играть сдержанно, с тонкими интонациями. И в итоге его лицо превращалось в безэмоциональную маску со взглядом побитой собаки.
А основой образа главного героя «Мэнди» решили сделать именно экспрессию. После убийства жены он пьёт водку, нюхает кокаин и постоянно кричит. И он не просто берёт ружьё или пистолет, а добывает арбалет, выковывает себе огромный топор и идёт убивать всех подряд.
Здесь действие игнорирует любую логику: Ред даже не пытается связаться с полицией или найти хоть какую-то помощь.
Он рубит мерзавцев топором, устраивает дуэль на бензопилах, поджигает тела и прикуривает от горящей головы. Его лицо заливает кровью, остаются только те же выпученные глаза, которые уже очень скоро можно будет увидеть в десятке мемов.
И всё это сопровождается зловещей музыкой от композитора Йохана Йоханссона, периодическими кислотными трипами каждого персонажа и режущими взгляд дикими красками.
Разгадать, чем привлекает «Мэнди», не так легко. По любому описанию это вторичный дешёвый слэшер. Если разбирать сюжет на части, в нём множество пробелов и совершенно отсутствует логика. Эмоции Кейджа здесь за гранью переигрывания, половину фраз персонажа можно предсказать ещё до того, как он откроет рот. Но при этом нет ощущения банального ретротриллера или очередной некачественной работы.
Видимо, Панос Косматос сумел поймать, снять и донести настоящее безумие, сделав Кейджа своим главным инструментом и поместив его в дичайший антураж наркоманского прихода. Некоторых история отпугнёт долгим началом, но оно здесь необходимо, чтобы полностью погрузиться в мир, где отсутствует любая рациональность, сочувствие и даже нормальный солнечный свет.
«Мэнди» трудно советовать к просмотру и даже назвать хорошим фильмом. Но такого чистого адреналина и откровенности кинематограф не видел уже очень давно.
Коментарі