Художественный фильм «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева, заслуженно входит в золотой фонд советского кино. Фильм славен не только сюжетом, режиссурой, великолепным актёрским ансамблем. Славен он ещё и уникальными для тех лет подводными съёмками. Говорят, что из за их сложности от экранизации в конце 40-х отказались в Голливуде — никто не знал в те времена как это снимать.
Рассказов о том как проходили эти самые подводные съёмки в сети немало. Но большинство из них страдает одним недостатком — они воспринимаются на уровне актёрских баек — нет документальных подтверждений. Сегодняшний рассказ о съёмках этого легендарного фильма будет опираться только на документально подтверждённые факты.
Вот, к примеру, как описывают технологию подводных съёмок. Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Вертинская или Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько и снимали. Потом давали сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом и были сделаны все подводные съёмки.
А вот подтверждение — Ихтиандр дышащий воздухом из акваланга (правда из за маски не видно — Коренев это, или его дублёр)
А вот Ихтиандр в другой маске — для подводного плавания обычных людей
Помните этот красивый фрагмент фильма — Гутиэре после нападения акулы лежит бездыханной на дне
А Ихтиандр поднимает её на поверхность
На тренировках подводники научили Анастасию Вертинскую, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать.
И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, акваланг у неё отбирали
К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. И всё без дублёрш. Вертинская работала сама
Обратите внимание на осветительные приборы, которыми работали помощники оператора
А вот и сам оператор. Вот эта сложная штука перед ним — камера в защитном кожухе с баллансирами для плавных движений
А вот во время съёмки сцены опускания на дно Ихтиандра, привязанного к якорю, на дне снимали Коренева, а опускали куклу
А это работа подводных художников-постановщиков — сделать из черноморского дна южные моря
из сделанных на поверхности макетов.
А живность в Чёрное море «добавляли», снимая через аквариум с рыбой. Вот виден его кусочек и помощник оператора, подсвечивающий проплывающих перед камерой рыб.
Но не всё делалось под водой.
Часть подводных съёмок проходило в павильоне через аквариум
А вот какой красивый кадр — Ихтиандр на дельфине на фоне садящегося Солнца
Вот только дельфин не настоящий
а надувной
Рог из картона
Да и само Солнце — фанерное
А снимали эту сцену в прибрежном бассейне
через светофильтры
Вот так благодаря смекалке оператора Эдуарда Розовского, придумавшего большинство из этих устройств для подводной съёмки, и помощи профессиональных подводников во главе с Рэмом Стукаловым, был снят один из самых красивых фильмов советского кино
Коментарі